Занимательная механика
«Занимательная механика» знакомит ребят с такими понятиями, как инерция, трение, центр тяжести, реактивное движение, устойчивость, нагрузка. С каждым понятием ребята познакомятся при помощи экспериментов.
Количество рабочих групп:
5 (по 3–6 в зависимости от количества детей)
Рекомендуемое количество детей:
до 15 (максимальное до 30)
Рекомендуемый возраст участников:
7–12 лет
Хронометраж:
Вступление:
  • Наставник
    Здравствуйте, ребята.
    Наше сегодняшнее занятие называется «Занимательная механика». А кто мне скажет, что это такое? Как думаете?
    Ученики
    (Выслушиваем варианты ответов)
  • Наставник
    А скажите, пожалуйста, чем занимается механик, или, например, автомеханик?
    Ученики
    (Ответы детей)
  • Наставник
    Правильно, это рабочий, который ремонтирует автомобили. А что делает исправный автомобиль?
    Ученики
    (Ответы детей)
  • Наставник
    Правильно, ездит. Так что же такое механика? Механика — это раздел физики, который изучает движение во всех его проявлениях: и сам процесс движения, и причины его возникновения и изменения. И даже если предмет не двигается, его тоже изучает механика, ведь на него также воздействуют различные силы. Механика учит нас, как использовать силу, чтобы заставить предметы делать то, что нам нужно.
    Вот какая интересная механика, согласны?

    Самое время разобраться с ней при помощи экспериментов.
    Ребята, знаете ли вы, что на каждого из нас постоянно действует одна сила? Как вы думаете, как она называется? Подсказка: эта сила позволяет нам ходить по земле, а не летать в воздухе.
    Ученики
    (Ответы детей)
  • Наставник
    Правильно, ребята, это сила тяжести, или сила гравитации. Сила тяжести — это та самая сила, которую мы ощущаем каждый день, когда стоим на земле. Она действует на всех нас и на все предметы вокруг нас. Представьте, что земля — это огромный магнит, который притягивает к себе все предметы. Когда вы отпускаете предмет из рук, он падает вниз, потому что земля притягивает его к себе.

    Интересно, что сила тяжести действует не только на земле, но и в космосе. Например, любые два предмета во Вселенной притягиваются друг к другу — об этом нам говорит закон всемирного тяготения. Чем больше эти предметы, тем сильнее они тянутся друг к другу. Например, Земля — очень большой предмет, и она притягивает к себе всё, что находится рядом. Земля притягивает Луну, и та движется по кругу, не улетая в космос.
    Ребята, а вы знаете кто открыл закон всемирного тяготения?
    Ученики
    (Ответы детей)
  • Наставник
    А вы слышали историю про яблоко, которое упало на голову одному умному человеку?
    Ученики
    (Ответы детей)
  • Наставник
    Правильно, ребята, его открыл великий ученый по имени Исаак Ньютон. Он жил давно, в XVII веке, и сделал много важных открытий. Ньютон заметил, что яблоки падают с деревьев на землю, и задумался, почему это происходит. В итоге он пришел к выводу, что существует сила, которая притягивает предметы к Земле.

    Ребята, а что же такое сила? Сила – это то, что заставляет предметы двигаться, менять форму или оставаться на месте. Измеряется она в ньютонах, названных в честь Исаака Ньютона.

1

Ведро с водой

Для проведения опыта потребуется:
  • Пластиковое ведро с ручкой
  • Вода
Подача эксперимента:
  • Наставник
    Ребята, что произойдет, если взять стакан, наполнить его водой, а затем наклонить?
    Ученики
    (Ответы детей)
  • Наставник
    Да, вода, конечно же, выльется, так как на неё, как и на всё вокруг, действует сила тяжести.
    А что произойдет, если воду налить в ведёрко, а затем его наклонить?
    Ученики
    (Ответы детей)
  • Наставник
    Верно, вода также выльется. А как можно сделать так, чтобы ведро с водой было перевёрнуто, а вода, при этом не вылилась? Кто знает? Какие ваши предположения?
    Ученики
    (Выслушиваем варианты ответов)
  • Наставник
    Ребята, кто из вас когда-нибудь в жизни катался на быстро вращающейся карусели? Поднимите руки. А что с вами происходило во время вращения: вас прижимало к стенке или тянуло в центр?
    Ученики
    (Ответы детей)
  • Наставник
    Верно, ребята, вас прижимало, потому что на вас действовала центробежная сила, что значит «бежит из центра».

    Вращая ведёрко в вертикальной плоскости, мы создаём, по сути, вертикально стоящую карусель, а это значит, что на воду, помимо силы тяжести, также действует и центробежная сила. Особенно это имеет значение в тот момент, когда ведёрко оказывается на самом верху. В этом крайнем положении, на него действует, с одной стороны, сила тяжести, заставляющая воду упасть вниз, а с другой стороны — центробежная сила. В том случае, если центробежная сила равна или больше силы тяжести, вода не будет выливаться!

    Ну что же, теперь самое время проверить это экспериментальным путем.
Фотоинструкция эксперимента:
Наполняем ведёрко на одну треть или четверть водой. А теперь начинаем быстро вращать ведёрко — вода выливаться не будет.
Советы:
  • Постарайтесь заранее попрактиковаться, чтобы во время занятия у вас всё получилось. Сначала освойте процесс вращения с пустым ведёрком, а уже потом добавьте в него воду. Убедитесь, что ничего не мешает процессу вращения, само движение плавное. Важно! Не замедляйтесь наверху, иначе вода может вылиться.

  • Не рекомендуется вызывать помощника для этого опыта, если занятие проходит в помещении. Если занятие организовано на улице, тогда можете дать поэкспериментировать и ребятам.
Вопросы:
  • Влияет ли длина ручки (или верёвки, к которой привязано ведёрко) на то, с какой скоростью нужно вращать, чтобы вода не выливалась? Да, влияет. Чем больше расстояние от руки экспериментатора до ведра, тем быстрее нужно вращать.

  • Как вы думаете, если проделать в ведёрке отверстие, то куда будет выливаться вода, когда ведёрко будет наверху? Вперёд, в ту же сторону, куда вращается ведёрко, по инерции, и немного вниз, так как силу тяжести никто не отменял.

2

Балансирующие гвозди

Хронометраж 5 минут. Показывает наставник.
Для проведения опыта потребуется:
  • 12 длинных гвоздей
  • Подставка
Подача эксперимента:
  • Наставник
    Ребята, как вы думаете, что такое равновесие? Это способность сохранять устойчивое положение, как в движении, так и в покое. Вот, например, вы сейчас сидите и не падаете, значит, вы находитесь в равновесии. А я могу пройти по классу и при этом тоже не падаю. Это и есть равновесие. Равновесие – это когда всё находится в балансе и остаётся устойчивым и неподвижным.

    А ещё у каждого предмета существует особая точка, которая называется центром тяжести, или центром масс. Если подвесить предмет именно за эту точку, он будет устойчивым. У предметов простой конструкции найти центр масс очень легко. Например, карандаш – это однородный стержень, и его центр тяжести располагается посередине его длины.

    Посмотрите, ребята, я возьму карандаш и положу палец ровно посередине, и он будет находиться посередине.

    А вот если конструкция сложнее, то центр тяжести найти уже не так просто, но давайте попробуем.

    У меня сейчас на столе 12 гвоздей. Как вы думаете, каким образом я могу положить 11 гвоздей на 12-й таким образом, чтобы они не падали?

    Самое время это продемонстрировать.
Фотоинструкция эксперимента:
Сначала показываем, что просто так 11 гвоздей не удержать: они сразу упадут.
Кладём гвоздь и начинаем укладывать поверх него другие гвозди шляпками друг к другу.
Продолжаем до тех пор, пока по всей длине гвоздя не расположатся 9 других.
Накрываем упорядоченную конструкцию сверху оставшимся 11 гвоздём.
Аккуратно поднимаем всю конструкцию из 11 гвоздей.
Устанавливаем всю конструкцию поверх отдельно стоящего гвоздя.
Ура! Держится!
Советы:
  • Этот эксперимент проводите без помощника, но, если хочется, можно также пригласить пару добровольцев.
  • Если конструкция получилась довольно устойчивая, аккуратно покрутите её вокруг гвоздя – опоры.
  • Если вы видите, что дети устали, предложите им встать и представить себя в качестве тираннозавра: поставить перед собой маленькие лапки, а затем при помощи хвоста (одной согнутой ноги) удерживать равновесие.
Вопросы ребятам:
  • Для какой техники очень важно удерживать равновесие и каким образом оно достигается? Например, строительные краны используют специальные грузы, чтобы сделать равновесие более устойчивым. А ещё автокраны перед началом работы выставляют специальные опоры, чтобы увеличить площадь рабочей поверхности и сместить центр тяжести вниз – сделать более устойчивым.
  • Для каких спортсменов очень важна устойчивость? Для борцов и особенно борцов сумо. Вот почему они так низко садятся — чтобы опустить центр тяжести.
  • Для чего нужен был такой длинный хвост динозавру тираннозавру? Правильно, чтобы удерживать равновесие, иначе столь длинное тело бы упало.

3

Падение яйца
в воду

Хронометраж 5 минут. Потребуется один помощник.
Для проведения опыта потребуется:
  • Яйцо (лучше сырое, но можно и варёное)
  • Прозрачный широкий стакан
  • Небольшая доска
  • Втулка от рулона туалетной бумаги
Подача эксперимента:
  • Наставник
    Ребята, кто из вас когда-нибудь катался на машине?
    Участники
    (Ответы детей)
  • Наставник
    Уверен, каждый из вас. А что произойдет, если машина резко начнёт двигаться вперёд?
    Участники
    (Ответы детей)
  • Наставник
    Правильно! Резкое движение машины вперёд приведёт к смещению пассажиров назад в сторону сидений, вас «вдавит» в кресло. И наоборот, если машина вдруг внезапно затормозит, вас потянет вперёд.

    Ребята, как вы думаете, почему?
    Участники
    (Ответы детей)
  • Наставник
    Ребята, всё это проявления первого закона Ньютона, согласно которому каждое тело будет находиться в состоянии покоя или равномерного движения, до тех пор, пока на него не подействуют другие силы, которые изменят это состояние.

    В результате резкого торможения мы продолжаем двигаться вперёд, по инерции – недаром первый закон Ньютона ещё называют законом инерции. Инерция — это способность предметов сохранять своё состояние покоя или движения до тех пор, пока на них не подействует какая-то сила. Например, если вы едете на велосипеде и перестаёте крутить педали, велосипед продолжает ехать какое-то время благодаря инерции.

    А теперь внимание! Проверим этот закон при помощи эксперимента.
    Установим над стаканом с водой дощечку, сверху неё втулку, а затем яйцо. Как вы думаете, что произойдет с яйцом, если резко выдернуть доску?
    Участники
    (Ответы детей)
  • Наставник
    Да, верно, ребята! Если резко выдернуть доску, тогда воздействие на яйцо будет минимально, и оно останется на месте, а так как мы уберём всё, что было под ним, единственная сила, которая будет на него действовать, — это сила тяжести. В результате яйцо должно упасть вертикально вниз и оказаться внутри стакана. Надеюсь, у меня всё получится!
Фотоинструкция эксперимента:
Наполняем стакан наполовину водой. Сверху размещаем дощечку и на неё устанавливаем втулку. Важно это сделать так, чтобы она оказалась ровно над стаканом с водой.
На втулку устанавливаем яйцо.
Быстро выдёргиваем дощечку.
Яйцо упадёт в стакан с водой и не разобьётся.
Советы:
  • Потренируйтесь заранее в проведении эксперимента, так как для того, чтобы всё прошло успешно, требуется определённая сноровка.
  • Если время позволит, вызовите помощника, но нужно быть готовым к тому, что у ребёнка с первого раза не получится. Держите бумажное полотенце наготове.
  • Используйте варёное яйцо вместо сырого, чтобы в случае падения жидкость не вытекла! Главное, не забывайте выбрасывать варёные яйца после занятия.
Вопросы ребятам:
Некоторые фокусники используют первый закон инерции при проведении одного трюка. Как вы думаете, какого? На скатерть ставят разные предметы посуды, а затем эту скатерть резко выдергивают, и практически все остаётся на своих местах. Принцип тот же: из-за быстрого выдергивания скатерти воздействие на посуду минимально, поэтому она не приходит в движение. А вот если скатерть выдергивать недостаточно быстро, то посуда разобьётся.

Мост из бумаги

Хронометраж 10 минут. В составе рабочей группы.
Для проведения опыта потребуется:
  • Пластилин
  • Два стакана
  • Несколько листов бумаги
  • Разные небольшие предметы (то, что есть у школьников)
Подача эксперимента:
  • Наставник
    Ребята, в начале занятия я сказал, что механика изучает не только движение, но и неподвижное состояние, которое называется статикой. В жизни мы часто видим неподвижные объекты, и некоторые из них должны быть не только неподвижными, но ещё и очень прочными. Например, мост, ведь по нему каждый день проезжают машины, гуляют люди – и он должен все это выдерживать и не сломаться.

    Давайте попробуем сделать мост из бумаги. Как вы думаете, если использовать просто обычный лист, получится ли из него мост?
    Участники
    (Ответы детей)
  • Наставник
    Верно, не получится: лист прогнётся.

    Ребята, как вы думаете, а что можно сделать, чтобы наш лист бумаги стал прочным?
    Участники
    (Ответы детей)
  • Наставник
    Нужно сложить лист бумаги гармошкой, чтобы появились так называемые ребра жёсткости, которые придадут прочность всей конструкции и позволят выдержать довольно большой вес, несмотря на то что это обычный лист бумаги.

    Сейчас мы проведём настоящую инженерную работу. Согнув листок бумаги гармошкой, мы создадим рёбра жёсткости, которые и придадут прочность всей конструкции и позволят мосту выдержать вес даже стакана с водой! Здорово?

    Этот метод называется гофрирование. Чтобы сделать тонкий материал прочным, часто применяют этот метод. Например, чтобы из тонкого картона сделать прочную коробку, между листами картона делают гофрированный слой, он называется гофрокартон.
Фотоинструкция эксперимента:
Сначала убедимся, что простой лист бумаги на роль моста не годится. Кладём лист бумаги сверху на два стакана — он согнётся под собственным весом.
А теперь берём такой же лист бумаги, складываем его гармошкой и так же размещаем сверху на два стакана. Для того чтобы лист бумаги не «разъехался», фиксируем его на стаканах при помощи пластилина.
Проверяем наш мост: какую нагрузку он выдерживает. Ставим на него сначала лёгкий предмет — ручку или карандаш. А потом смотрим, справится ли он с чем-то более тяжёлым.
Советы:
  • Для того чтобы мост получился прочным, рёбер жёсткости должно быть довольно много, и их надо хорошо разгладить. У ребят это может вызвать затруднение. Возможно, здесь потребуется помощь взрослого, или сделайте меньшее количество рёбер.
  • На примере одной из групп покажите, как лучше зафиксировать мост на стаканах. Также вместо стаканов можно использовать книги.
  • А еще можно устроить соревнование между группами, у какой получится удержать самый тяжелый предмет.
Вопросы ребятам:
Как вы думаете, в настоящих мостах используется метод гофрирования? При строительстве мостов также иногда используется этот способ: когда нет возможности использовать тяжёлый прочный материал, листы металла делают гофрированными, увеличивая их прочность.

Жужжащий шарик

Хронометраж 5 минут. Два помощника.
Для проведения опыта потребуется:
  • Силиконовые воздушные шарики
  • Цветные воздушные шарики
  • Гайки
  • Защитные очки
Подача эксперимента:
  • Наставник
    Ребята, у меня в руках гайка и воздушный шарик. Как можно из них сделать музыкальный инструмент?
    Участники
    (Ответы детей)
  • Наставник
    Для этого опыта мне потребуется два помощника.

    Ребята, возьмите по гайке и опустите внутрь воздушного шарика. А теперь надуйте шарик среднего размера и завяжите.
    Участники
    (Здесь может понадобиться помощь!)
  • Наставник
    А теперь возьмём шарик за хвостик и закрутим. Вы слышите интересный жужжащий звук? Почему же он происходит?
    Участники
    (Ответы детей)
  • Наставник
    На самом деле удивительный жужжащий звук возникает благодаря трению граней гайки о поверхность воздушного шарика. А само движение – отличный пример центробежной силы. Помните, мы экспериментировали недавно с ней, когда закрутили ведёрко с водой? Только теперь центробежная сила прижимает двигающуюся гайку к стенкам воздушного шарика и не даёт ей упасть.

    Ребята, интересен и тот факт, что гайка вращается в горизонтальной плоскости. Если вы бывали в цирке на выступлении мотоциклистов, то, возможно, видели трюк, когда они ездят по внутренней поверхности сферы. Удаётся им это за счёт скорости движения и воздействия центробежной силы, которая прижимает их к поверхности сферы. Стоит мотоциклистам уменьшить скорость, как они неизбежно опустятся вниз (именно за счёт центробежной силы и большой скорости можно прокатиться и в «мёртвой петле» на американских горках).

    А если мы начнём вращать шарик с меньшей скоростью или просто подождём, то постепенно центробежная сила уменьшится, и гайка упадёт на дно воздушного шарика.
Фотоинструкция эксперимента:
Опускаем внутрь цветного шарика гайку. Надуваем шарик и крепко завязываем его.
Берём воздушный шарик за хвостик и закручиваем — гайка внутри начнёт двигаться, и возникнет интересный жужжащий звук.
Если проводим этот опыт при помощи прозрачного шарика, наблюдаем за движением гайки внутри.
Советы:
  • Не надувайте шарик слишком большого размера, так как во время вращения он может лопнуть.
  • Потренируйтесь заранее в надувании и завязывании шарика.
Вопросы ребятам:
  • Получится ли такой же звук, если внутрь положить другой мелкий предмет? Что именно влияет на звук? Важно, чтобы часть предмета контактировала с поверхностью шарика, и тогда возникнет жужжащий звук.
  • Что произойдет, если внутрь шарика добавить две гайки? Если шарик достаточно большой, то можно добиться, чтобы они обе вращались, и жужжащий звук усилится.
  • Что произойдет, если перестать вращать шарик? Сразу же гайка остановится? Нет, она продолжит ещё некоторое время двигаться по инерции из-за того, что сила трения небольшая. Но постепенно вращение замедлится, и гайка упадёт.

Инерционные бусины

Хронометраж 5 минут. Один помощник.
Для проведения опыта потребуется:
  • Различные ёмкости
  • Скотч или изолента
  • Гирлянды из бусин
Подача эксперимента:
  • Наставник
    Ребята, у меня в руках миска, внутри которой находится гирлянда из бусин. Возможно, кто-то из вас украшал такой гирляндой ёлку этой зимой.

    Как вы думаете, что произойдет, если дёрнуть гирлянду за кончик?
    Участники
    (Ответы детей)
  • Наставник
    Самое время провести эксперимент!

    Ребята, обратите внимание: стоило только дёрнуть, как гирлянда начинает двигаться и в итоге вся выпадает из миски. Но почему же так произошло? Давайте подумаем.

    Как мы с вами уже хорошо поняли, на все предметы вокруг нас действует сила тяжести. Также они подчиняются законам Ньютона, в том числе и закону инерции.

    Согласно первому закону Ньютона – закону инерции, тело будет оставаться в состоянии покоя или находиться в равномерном прямолинейном движении, если на него не действуют другие тела.

    В нашем случае, как только мы дёргаем за кончик гирлянды, мы придаем ей импульс, в результате которого часть гирлянды приходит в движение. Но так как эта гирлянда также связана с оставшейся частью гирлянды в миске, то начинают приходить в движение следующие бусины и так далее. Таким образом, постепенно вся гирлянда приходит в движение, и бусины одна за другой покидают миску!

    Ребята, скажите, пожалуйста, какая сила действует на высыпающиеся бусины из ёмкости?
    Участники
    (Ответы детей)
  • Наставник
    Конечно, это сила тяжести!
    Попробуйте провести этот опыт дома, удивив своих родителей.
    Участники
    (Ответы детей)
  • Наставник
    На самом деле удивительный жужжащий звук возникает благодаря трению граней гайки о поверхность воздушного шарика. А само движение – отличный пример центробежной силы. Помните, мы экспериментировали недавно с ней, когда закрутили ведёрко с водой? Только теперь центробежная сила прижимает двигающуюся гайку к стенкам воздушного шарика и не даёт ей упасть.

    Ребята, интересен и тот факт, что гайка вращается в горизонтальной плоскости. Если вы бывали в цирке на выступлении мотоциклистов, то, возможно, видели трюк, когда они ездят по внутренней поверхности сферы. Удаётся им это за счёт скорости движения и воздействия центробежной силы, которая прижимает их к поверхности сферы. Стоит мотоциклистам уменьшить скорость, как они неизбежно опустятся вниз (именно за счёт центробежной силы и большой скорости можно прокатиться и в «мёртвой петле» на американских горках).

    А если мы начнём вращать шарик с меньшей скоростью, или просто подождём, то постепенно центробежная сила уменьшится, и гайка упадёт на дно воздушного шарика.
Фотоинструкция эксперимента:
Берём миску и аккуратно складываем внутрь гирлянду. Важно, чтобы она не запуталась.
Кончик гирлянды обозначаем скотчем или изолентой, чтобы его было проще найти. Оставляем кончик гирлянды за границей миски.
Поднимаем миску на уровень груди и дёргаем за кончик гирлянды.
Удивительно: бусины начинают выскакивать из миски одна за другой, как «живые». Обращаем внимание, как гирлянда поднимается снизу вверх, словно нарушая силу притяжения!
Повторяем этот эксперимент, но кладём гирлянду внутрь кувшина: процесс станет ещё нагляднее.
Советы:
  • Соберите гирлянду непосредственно перед занятием или даже во время программы, чтобы она точно не перепуталась.
  • Проведите опыт несколько раз. Если в первый раз ребята просто увидят, как гирлянда «высыпается» из миски, то во второй раз можно обратить внимание на сам процесс, то, как они «выпрыгивают» из миски или кувшина, поднимаясь над ними.
Вопросы ребятам:
  • Как вы думаете, влияет ли высота, с которой запускаются бусины, на то, с какой скоростью будет высыпаться гирлянда? Да, влияет. Чем больше высота, тем больше её потенциальная энергия.

Удивительная ракета

Хронометраж 5 минут. Два помощника.
Для проведения опыта потребуется:
  • Веревочка и ножницы
  • Воздушный шарик – ракета и насос
  • Трубочка для коктейлей
  • Скотч
Подача эксперимента:
  • Наставник
    Ребята, скажите мне, пожалуйста, при помощи какого транспорта можно улететь в космос?
    Участники
    (Ответы детей)
  • Наставник
    Правильно, ракеты. А благодаря чему движется ракета?
    Участники
    (Выслушиваем варианты ответов)
  • Наставник
    Верно, ребята, у ракеты особой двигатель, реактивный. Это устройство, которое помогает ракетам и самолётам летать быстро и высоко. В таком двигателе используется специальное топливо, называемое реактивным. Когда это топливо сгорает внутри двигателя, оно выделяет много энергии и создаёт мощные потоки горячего газа. Эти газы вырываются из задней части двигателя (сопла) с огромной скоростью, толкая ракету и самолёт вперёд. Чем сильнее и быстрее выходят газы, тем быстрее движется аппарат. Это пример реактивной тяги — силы, которая возникает, когда объект выбрасывает что-то назад, чтобы двигаться вперёд.

    В основе этого движения лежит третий закон Ньютона. Он гласит: на каждое действие есть равное и противоположное противодействие. Это значит, что, если один предмет давит или тянет другой, тот тоже оказывает обратное воздействие. Например, когда вы прыгаете на батуте, вы толкаете его вниз, а он в ответ толкает вас вверх.

    Сейчас мы с вами проведём эксперимент, в котором в основе движения нашей «ракеты» будет лежать реактивное движение, как у настоящих ракет.

    Это движение мы продемонстрируем на примере воздушного шарика. Если его надуть и отпустить, то он полетит в одну сторону, а воздух из него — в противоположную.
    Запустим ракету из воздушного шарика!
Фотоинструкция эксперимента:
Продеваем верёвочку через трубочку. Надуваем воздушный шарик при помощи насоса.
Прикрепляем надутый шарик к трубочке с помощью скотча и помощников. Главное, не отпускайте шарик, чтобы он не сдулся.
Отправляем одного помощника на другой конец аудитории, чтобы верёвочка была натянута.
Отпускаем шарик — он запускается в полёт через весь класс.
Советы:
  • Сначала надуйте воздушный шарик, потом привяжите «ракету» к трубочке!
  • Если после первого полёта «ракета» не оторвалась, запустите её еще раз.
Вопросы ребятам:
  • А где ещё можно увидеть реактивное движение? В природе! Некоторые морские животные, например кальмары, для передвижения используют реактивное движение. Они набирают воду, а затем энергично выбрасывают струю воды через воронку и двигаются в другую сторону. А ещё некоторые растения таким образом разбрасывают семена.
  • А какая техника, помимо самолётов и ракет, использует реактивное движение? Некоторые воздушные суда могут быть оснащены реактивными двигателями или водомётами, которые позволяют двигаться им с высокой скоростью. А ещё некоторые гоночные автомобили оснащены реактивными двигателями, чтобы двигаться с большой скоростью.

Заключение

Ребята, сегодня мы с вами познакомились с таким разделом физики, как механика. Узнали, что такое сила тяжести, центр масс, равновесие, инерция и статика; что такое реактивное движение и чем знаменит Исаак Ньютон. Изучили центробежную силу, а также узнали, для чего используются рёбра жесткости.

В следующий раз мы поговорим о давлении, и вы поймете, что часто явления, которые мы наблюдаем, задействуют несколько понятий — не только плотность, но и давление, поверхностное натяжение и много всего интересного.

До новых встреч!
Общие советы:
  • Тайминг указан для ориентира. В зависимости от количества детей продолжительность опыта может корректироваться как в большую, так и меньшую сторону. Больше всего на хронометраж влияет формат демонстрации: будет ли это опыт, который покажет только наставник, или же он будет проведён в составе рабочей группы, или же каждый ребёнок его проведёт.
  • В зависимости от возраста детей можно корректировать степень помощи наставника. Все опыты довольно простые, но вполне возможно, что периодически будет требоваться помощь.
Основные понятия, встречаемые в сценарии:
Механика
Механика — это наука, которая помогает нам понимать, почему и как движутся разные предметы. Она объясняет, как машины, велосипеды, мячи и другие вещи начинают двигаться, останавливаются или меняют направление. Механика учит нас, как использовать силу, чтобы заставить предметы делать то, что нам нужно.
Закон всемирного тяготения
Закон всемирного тяготения — это удивительный принцип природы, который объясняет, почему вещи притягиваются друг к другу. Например, всё вокруг нас, даже вы сами, состоит из маленьких невидимых магнитиков! Эти магнитики тянутся друг к другу, и чем больше предмет, тем сильнее притяжение.
Сила
Сила — это что-то вроде волшебной невидимой руки, которая толкает или тянет предметы. Когда вы толкнули игрушечную машинку, она начала двигаться вперёд — это сила помогла ей поехать. Или, когда вы тянете за верёвочку, чтобы открыть дверь, вы используете силу, чтобы дверь открылась.
Закон инерции, или первый закон Ньютона
Первый закон Ньютона — это закон инерции: любое тело будет оставаться в состоянии покоя или двигаться равномерно и прямолинейно, если на него не действуют внешние силы.
Реактивное движение
Реактивное движение — это движение тела, которое возникает благодаря отделению некоторой его части (массы) с определённой скоростью относительно него. В основе реактивного движения лежит закон сохранения импульса.
Центробежная сила
Центробежная сила — сила, с которой движущаяся материальная точка действует на тело (связь), стесняющее свободу движения точки и вынуждающее её двигаться криволинейно.

Центробежная сила — это сила, которая возникает, когда объект движется по кругу и старается оттолкнуться от центра вращения.

Например, вы крутитесь на карусели. Когда карусель вращается, вас словно выталкивает наружу. Это и есть центробежная сила! Она как невидимая рука, которая пытается вытолкнуть всё, что движется по кругу, наружу. Если бы эта сила была сильнее, она могла бы даже выбросить вас с карусели!
Центр тяжести
Центр тяжести тела — это точка, через которую проходит равнодействующая сил тяжести, действующих на тело при любом его положении.

Другими словами, это точка, относительно которой суммарный момент сил тяжести равен нулю при любом положении тела.

Центр тяжести — это такая точка внутри каждого предмета, через которую проходит невидимая линия, удерживающая всё в равновесии. Если бы мы могли найти эту точку, то предмет можно было бы поставить на неё, и он не упал бы!
Гравитация
Предметы падают из-за силы, которая называется гравитация. Гравитация — это сила притяжения между всеми вещами во Вселенной. Земля притягивает всё, что находится на её поверхности или рядом с ней, поэтому, когда ты отпускаешь какой-то предмет, он падает вниз.
Инерция
Инерция — это свойство предмета оставаться в покое или продолжать двигаться, пока на него ничего не воздействует. Например, если вы толкаете игрушечную машинку, она продолжает катиться, даже когда вы перестаёте её толкать. Это происходит благодаря инерции. Точно так же, если вы сидите в машине и она резко тормозит, ваше тело хочет продолжить движение вперёд, потому что оно обладает инерцией.
Равновесие
Это когда всё находится в балансе и ничто не перевешивает. Например, вы ставите книгу на стол. Если книга лежит ровно, значит, она в равновесии. Но если вы попробуете поставить её на край стола, она может упасть, потому что одна сторона станет тяжелее другой, и равновесие нарушится. Равновесие помогает вещам оставаться устойчивыми и неподвижными.
Гофрирование, рёбра жёсткости
Гофрирование – процесс создания складок – (гофров) в листовых материалах путём гибки листа, через фиксированное расстояние, с целью улучшения прочностных характеристик материала и способности материала сопротивляться образованию деформации.
Третий закон Ньютона
Третий закон Ньютона объясняет, как взаимодействуют два предмета, когда один из них толкает другой. Например, если вы толкаете стену рукой, стена тоже будет толкать вас обратно! Это значит, что, когда один предмет действует на другой, второй предмет обязательно отреагирует, то есть даст ответный толчок. Так, если мяч ударяется о пол, пол возвращает его вверх.
Made on
Tilda