Индикаторы
Учащиеся познакомятся с химическими индикаторами — веществами, которые меняют свой цвет, «подсказывая» нам состав или свойства среды.
Время урока:
45-60 минут
Количество учеников:
до 15 человек
тип явления:
химическое
Мы разберёмся, что такое индикаторы, зачем они нужны ученым и как они работают. Ребята узнают, как с помощью индикатора можно «увидеть невидимое» — например, определить, кислая ли жидкость, не пробуя её на вкус.

Для наглядности будут проведены эксперименты по обесцвечиванию чернил с помощью витамина C и созданию индикатора из чая каркаде. Также мы узнаем исторические факты о первых индикаторах, познакомимся с примерами индикаторов в природе и поймём, какое значение индикаторы имеют в науке и повседневной жизни.
Что должны вынести ученики из занятия?
  • Понимание того, что такое химические индикаторы и какую роль они выполняют.
  • Представление о том, чем различаются кислоты и щёлочи и как индикаторы реагируют на кислую и щелочную среду.
  • Знание примеров индикаторов: природных (например, вытяжка из гибискуса, лакмус из лишайников) и синтетических (фенолфталеин).
  • Умение проводить простые опыты с индикаторами и делать выводы на основе наблюдений.
  • Осознание значимости индикаторов в науке и жизни.
  • Навыки научного исследования: формулирование гипотез (прогнозов о том, что произойдёт), проведение эксперимента, наблюдение за результатами и обсуждение увиденного.

1
Блок 1 — Вовлечение (≈ 5 мин)

Привлечение внимания и погружение в тему

Приветствие и создание атмосферы заинтересованности
  • Наставник
    Сегодня мы будем творить разноцветную химию! Будем менять окраску жидкостей и обесцвечивать чернила.
Наставник привлекает внимание учащихся, по возможности демонстрируя колбочку или стакан с ярким раствором.
  • Наставник
    Прежде чем мы начнём экспериментировать, давайте подумаем: как вы понимаете слово «индикатор»? Где вы могли его слышать в жизни?
    Ученики (возможные ответы)
    Индикатор — это что-то, что показывает уровень чего-то. Например, индикатор зарядки телефона. На машине есть индикатор — лампочка, показывающая количество бензина.
Могут быть затруднения, тогда наставник помогает с вариантами.
  • Наставник
    Индикатор означает «показатель». Например, индикатор заряда батареи телефона показывает, сколько осталось энергии, обычно цветом: зелёный – всё хорошо, красный – почти разрядилась. А как вы думаете, о чём может «рассказывать» химический индикатор?
    Ученики (возможные ответы)
    • Может, он показывает, из чего состоит вещество.
    • Изменяет цвет, если что-то присутствует внутри.
  • Наставник
    Действительно, химические индикаторы обычно меняют цвет, чтобы показать нам определённые свойства среды. Чаще всего — чтобы показать, кислотная среда или щелочная.

    Давайте немного разберёмся в понятиях «среда», «кислота» и «щёлочь».

    Итак, что мы имеем ввиду, когда говорим про среду и её свойства в рамках этого занятия? Среда — это то, какая «обстановка» внутри раствора: кислая, щелочная или нейтральная. Она зависит от того, больше там кислоты, щёлочи или всё сбалансировано. Это важно, потому что от среды — от этой обстановки — зависит, как вещества будут себя вести.

    Кислоты — это то, что кислое на вкус. Примеры: лимонный сок, уксус — они кислые, потому что в их составе есть кислоты.
    А щелочи? Щелочи — это противоположность кислот, обычно мыльные на ощупь и горькие на вкус. Но пробовать их не нужно. Примеры щелочи — пищевая сода, мыло, моющее средство.

    Мы не можем глазами увидеть «кислотность» жидкости, не попробовав её, а пробовать неизвестные вещества опасно. Вот тут на помощь и приходят индикаторы, которые, как лакмусовая бумажка (слышали такое выражение?), меняют окраску и тем самым дают сигнал.

    Сегодня мы научимся распознавать кислоты и щёлочи с помощью индикаторов, проведём несколько экспериментов, а ещё узнаем, как цветы могут служить индикаторами и как учёные прошлого впервые обнаружили эти индикаторные свойства.
    Давайте начнём. Как вы думаете, можно ли стереть чернила ручки с бумаги так, чтобы не осталось следов?
    Ученики
    • Нет, от ручки след не убрать.
    • Только замазкой или новой краской можно скрыть.
  • Наставник
    Хорошо, а с помощью витамина С это можно сделать? Сейчас проверим!
Таким образом, наставник вводит учащихся в тему индикаторов: объясняет в общих чертах, что это такое, и интригует предстоящими опытами.

2
Блок 2 — Исследование (≈15–20 мин)

экспериментальная часть занятия

ДИСКЛЕЙМЕР
  • Безопасность

    Все эксперименты данного курса безопасны. Однако рекомендуется проводить эксперименты в лабораторных перчатках, чтобы прививать учащимся культуру соблюдения техники безопасности.

  • Вариативность

    Если планируется замена рекомендуемых реактивов на аналоги, наставник обязательно должен предварительно проверить вопроспроизведение опыта до начала занятия.

  • Поддержка

    Если эксперимент не получится

    с первого раза, следует помнить, что наставник всегда может обратиться за поддержкой в чат с кураторами образовательного проекта.

Цель занятия: через практические опыты показать работу индикаторов и вызвать у детей удивление и интерес к изучаемому явлению. Ученики самостоятельно наблюдают и обсуждают, что происходит.
  • Наставник
    Мы проведём два эксперимента, чтобы наглядно увидеть, как работают индикаторы. Первый опыт я покажу вам сам, а во втором вы будете экспериментировать самостоятельно!
Эксперимент 1

Обесцвечивание чернил

Это демонстрационный эксперимент: наставник показывает, а дети наблюдают.
Для проведения эксперимента используем следующие материалы:
Картридж с чернилами для ручки
Витамин C в таблетках (1000 мг)
Немного воды в стакане (≈100 мл)
Ватные палочки
Лист бумаги или картона
Ложка

Проведение эксперимента

Нанесите чернила тонким слоем на лист бумаги.
Шаг 1: Создание чернильного пятна

Берём лист бумаги и наносим на него пятно чернил.

Необходимо показать учащимся: «Смотрите, я оставил пятно чернил. Такие же чернила используются для заполнения стержней пишущих ручек. Как можно удалить такое пятно? Обычно ручку не сотрёшь ластиком. Но у меня есть секретное средство».

(показывает упаковку с таблетками аскорбиновой кислоты)

«Кто знает, что это?»

Ожидаем варианты от учеников, вроде: «Это витамин С!», или «Это аскорбиновая кислота!», или «Это пьют при простуде, чтобы не болеть…»

Подтвердите: «Это витамин C, или аскорбиновая кислота. Сейчас я растворю немного в воде».
Перемешайте витамин С до полного растворения.
Шаг 2: Создание обесцвечивающего реактива

Добавляем 1–2 таблетки витамина C в стаканчик с водой, перемешиваем до растворения. Обмакиваем ватную палочку в получившийся раствор витамина С.

Здесь стоит задать вопрос: «Как думаете, что произойдет, если я проведу этой палочкой по надписи?»

Даём ученикам предположить. Среди вариантов может звучать:
  • Чернила размажутся, и всё испортится.
  • Ничего не будет, высохнет и останется.
  • Может, бумага изменит цвет?
Нарисуйте на листе смайлик, чтобы добавить нотку юмора в занятие.
Шаг 3: Обесцвечивание чернил

Проводим ватной палочкой, смоченной раствором витамина C, по части пятна. Чернила начинают бледнеть и исчезать там, где прошла палочка. Можно сделать несколько мазков и нарисовать, например, смайлик.

Прокомментируйте и задайте вопрос: «Посмотрите — синий цвет исчез! Почему, как вы думаете, чернила пропали? Куда делся синий цвет?»
  • Дождитесь разных версий учеников.
Объяснение процесса
  • Наставник
    Произошла химическая реакция. Витамин C — это кислота, которая может разрушать красящее вещество чернил. Мы фактически обесцветили (отбелили) чернила с помощью витамина. Он вступил в реакцию с красителем и разрушил молекулы краски, поэтому цвет исчез.

    Можно сказать, что наше пятно из чернил само послужило индикатором — оно показало нам присутствие витамина С тем, что исчезло! Ведь без витамина надпись оставалась бы синей. Такой опыт используют, чтобы определить, есть ли в растворе витамин С: если добавить его к синему красителю и увидеть, что синий цвет пропал, значит, витамин С там точно присутствует.
Наставник делает небольшую паузу, позволяя детям обсудить увиденное. Это первый пример того, как вещество-индикатор (в данном случае сами чернила) меняет цвет или исчезает под действием другой субстанции — витамина C. Теперь переходим к опыту, в котором будет меняться уже сам индикатор.
Эксперимент 2

Биологический индикатор из каркаде

Этот эксперимент дети проводят вместе с наставником
Для проведения эксперимента используем следующие материалы:
Сухой чай каркаде (цветки гибискуса)
1–2 щепотки на человека
(1 чайная ложка)
Небольшие пластиковые стаканчики
2–3 шт. на человека
Хорошо впитывающая влагу бумага для заметок

Пищевая сода
1 чайная ложка на человека
Уксус столовый
~1–2 ложки на человека
Ложка
Салфетки
Тёплая или комнатной температуры вода

Проведение эксперимента

1
Приготовление индикаторного раствора
Раздаём каждому ученику по пластиковому стаканчику с тёплой водой и добавляем в него немного сухого каркаде (1–2 щепотки). Через 1–2 минуты вода окрасится в красивый рубиново-красный цвет — получился настой гибискуса. Это и будет наш природный индикатор.

Комментируем для учеников: «Каркаде – это чай из цветков гибискуса. Видите, вода стала красной, потому что из лепестков вышел краситель. Этот краситель – натуральный индикатор. Сейчас проверим, как он меняет цвет в разных условиях».
2
Окрашивание бумаги
Раздаём ученикам листы белой бумаги для заметок — по две на учащегося.
Далее необходимо, чтобы учащиеся опустили кусочек бумаги в стакан с красным настоем каркаде, так чтобы бумага пропиталась и стала розово-красной.

Постарайтесь сделать раствор концентрированным, чтобы окрашивание бумаги было максимально ярким. Это поможет сделать эксперимент нагляднее.

Затем бумагу нужно вынуть и подсушить: потрясти ею по воздуху или подуть на неё до 1 минуты. Если времени мало, бумагу можно не сушить полностью — реакция будет видна и на влажной. Дождитесь, чтобы у всех была индикаторная бумажка, пропитанная каркаде. Каждый ученик должен заготовить по две таких бумажки.
3
Подготовка к тестированию индикатора
Каждому ученику необходимо раздать ещё два пластиковых стаканчика. В один наставник наливает немного уксуса (это кислота), в другой — воду и добавляет ложку пищевой соды. Просим учеников размешать, чтобы получился раствор соды (щёлочь).

Комментируем: «В одном стаканчике у нас уксус. Вы знаете, на вкус он кислый, как лимон. В другом — раствор соды. Это щёлочь — по ощущениям мыльная и горькая, но пробовать, конечно, не будем! Сейчас каждый из вас сможет испытать свою индикаторную бумажку: что с ней будет, если капнуть на неё кислоту или щёлочь».
4
Тестирование индикатора
Теперь необходимо нанести реактивы на индикаторную бумагу: просим учеников аккуратно, с помощью пластиковой ложки, капнуть пару капель уксуса на край своего окрашенного листка, а пару капель содового раствора — на другой край либо на другой листок.

Далее предложите ученикам разлить порцию настойки каркаде в два стаканчика — в стакан с содой и в стакан с уксусом. Обязательно предварительно спросите, какую реакцию мы ожидаем. Дождитесь ответов от учеников. Теперь можно разливать каркаде по стаканчикам. Цвет жидкости наглядно поменяется в кислой и щелочной среде.
Совет наставнику
Индикаторные реакции обратимы и это можно показать учащимся. Например, в воду с каркаде можно сперва добавить соды и получить изменение окраски (зеленовато-синий цвет). А затем налить туда же уксус и увидеть как окраска снова становится красной.
Наблюдение
Там, куда попал уксус (кислая среда), бумага остаётся красно-розовой, а там, где попал раствор соды (щелочная среда), красный цвет сменяется на синевато-зелёный! У некоторых бумажек окраска может стать фиолетовой или синей в щелочной области. Дети замечают разницу цветов.
Наставник делает небольшую паузу, позволяя детям обсудить увиденное. Это первый пример того, как вещество-индикатор (в данном случае сами чернила) меняет цвет/исчезает под действием другой субстанции – витамина C. Теперь переходим к опыту, в котором будет меняться уже сам индикатор.
  • Наставник
    Что произошло с нашим индикатором? Как изменился его цвет?
    Ученики
    Там, где уксус, так и осталось красным и даже немного ярче. А с другой стороны стало каким-то зелёным! У меня синеватое стало!
  • Наставник
    Верно, настой каркаде в щелочной среде позеленел (посинел), а в кислой стал ярко-красным. Это значит, что наш индикатор распознал кислоту и щёлочь: для кислоты один цвет, для щёлочи – другой.
Объяснение
Цветки гибискуса (как и многие другие растения, например краснокочанная капуста) содержат особые вещества — пигменты-антоцианы. Они меняют свою структуру и цвет в зависимости от кислотности. В кислой среде (уксус) гибискус остаётся красным, а в щелочной (сода) становится синим или зелёным. Мы своими глазами увидели, как сработал индикатор: один и тот же раствор приобрел два разных цвета.

Этот метод очень напоминает то, что химики делают в лабораториях. Они используют специальные индикаторные бумажки, которые работают похожим образом, то есть краснеют в кислоте и синеют в щелочи. Наш самодельный индикатор из каркаде — по сути аналог лакмусовой бумажки, только сделанный самостоятельно из чая.
  • Наставник
    Обратите внимание: сами по себе цветные растворы каркаде или капусты могут иметь разный цвет. Например, настой каркаде у нас изначально красный, потому что сам по себе он кисленький (чай каркаде содержит кислоты из цветков). Если бы мы его посильнее защелочили, он мог бы стать ещё более зелёным. У некоторых из вас, может, получился более синий цвет. Это нормально. Главное, что мы увидели контраст: кислая часть — красная, щелочная — сине-зелёная.
Таким образом, благодаря двум опытам дети увидели, как индикаторы проявляют себя: в первом случае — химическое вещество (витамин С) обесцветило синий краситель, а во втором — сам индикатор (гибискус) изменил цвет при добавлении кислоты и щёлочи.
Совет наставнику
Стоит разделять реакции отбеливания (эксперимент 1) и индикаторные реакции (эксперимент 2). Отбеливание — необратимая реакция и в этом её ключевое отличие от реакции индикаторной. Индикаторы — вещества, обратимо изменяющие цвет в зависимости от среды раствора.

3
Блок 3: Объяснение (≈10 мин)

Обсуждение и закрепление полученных результатов

Цель: объяснить учащимся научную суть наблюдений и расширить знание об индикаторах, привести исторические примеры и объяснить значение индикаторов.
  • Наставник
    Мы с вами только что провели эксперименты и убедились, как может меняться цвет веществ при определённых условиях. Давайте подумаем вместе, что же такое индикатор, и сформулируем.
Даём 23 ученикам возможность высказаться
  • Наставник
    Индикатор — это особое вещество, которое обратимо меняет свою окраску (или становится бесцветным) при наличии каких-то компонентов или при изменении условий среды. Чаще всего индикаторы используются, чтобы определить, кислая среда или щелочная.

    Конечно, пробовать все вещества на вкус — плохая и опасная идея, а на глаз не всегда понятно, например, кислота перед нами или нет. Вот для этого и нужны индикаторы. С их помощью становится видно кислотность или щелочность по цвету.

    Мы своими глазами видели, как наш индикатор из каркаде показал, где кислота, а где щёлочь. В химии есть много таких индикаторов. Например, самый известный — лакмус.
    Возможно, вы слышали фразу «лакмусовая бумажка» — так называют любой явный тест, который сразу что-то показывает. А появилось это выражение благодаря лакмусу — натуральному индикатору, который получают из особых мхов-лишайников. Его начали использовать очень давно, ещё в Средние века. Говорят, один испанский учёный в XIV веке первым заметил, что синий краситель из лишайника становится красным в уксусе и снова синим в растворе щёлочи. Так люди узнали про индикатор лакмус. С тех пор лакмусовая бумажка стала простым и надёжным способом проверить кислотность любого раствора.

    Мы фактически сделали свою индикаторную бумажку из гибискуса — чая каркаде. Кстати, многие растения могут служить индикаторами. Например, краснокочанная капуста содержит пигмент, который на кислоту реагирует красно-розовым цветом, а на щёлочь — зелёным. Если из листьев краснокочанной капусты выжать сок или сделать отвар, им можно проверять разные жидкости и получить целую радугу цветов из-за разных уровней кислотности проверяемых жидкостей.

    У некоторых цветов окраска лепестков зависит от кислотности окружающей среды. Например, садовый цветок гортензия: его крупные шапки цветов бывают голубыми или розовыми. Отчего зависит цвет? От состава почвы. В кислой почве гортензии цветут синими или фиолетовыми цветами, а в щелочной — розовыми или красноватыми. Получается, гортензия — живой индикатор: по цветку можно понять, какая почва на клумбе, кислая или нет. Некоторые садоводы даже специально подкисляют почву уксусом или сулемой, чтобы гортензии были голубыми.

    Вопрос! А как вы думаете, всегда ли индикаторы используются только для определения кислот и щёлочей?»
  • Ученики
    «Может быть, есть индикаторы для других веществ?»
    «Да, наверное, можно определять не только это».
  • Наставник
    Есть индикаторы, которые меняют цвет при наличии определённых газов. Например, индикатор для углекислого газа — помутнение известковой воды. А в быту есть индикаторные бумажки, которые определяют, например, уровень хлора в воде или качество молока.

    Но чаще всего, повторюсь, под индикаторами имеют в виду именно кислотно-щелочные индикаторы, как лакмус или фенолфталеин. Фенолфталеин, кстати, — это ещё один известный индикатор: в кислотах он бесцветный, а в щелочах — ярко-розовый! Его используют, например, чтобы понять, нейтрализовалась ли кислота щёлочью или всё же ещё осталась в растворе.
В завершение можно показать изображение или таблицу с примерами индикаторов и их цветов. Например, лакмус: в кислоте красный, в щёлочи синий. Фенолфталеин: в кислоте бесцветный, в щёлочи малиновый. Метилоранж: в кислоте красно-розовый, в щёлочи жёлтый. Универсальный индикатор — целая шкала цветов от красного (pH 1) до фиолетового (pH 14).
Подведём итог: зачем нужны индикаторы?
Они помогают быстро и наглядно определить состав или свойства среды. Достаточно капли индикатора — и по цвету станет ясно, что к чему.

Значение индикаторов в науке и жизни:
  • В химических лабораториях индикаторы используют постоянно для анализа веществ.
  • В медицине индикаторные полоски применяют, например, для измерения pH крови или слюны пациента, чтобы диагностировать состояние здоровья.
  • В экологии при помощи индикаторов проверяют кислотность дождевой воды (проблема кислотных дождей) или почвы, чтобы понять, безопасна ли среда для растений и животных.
  • В быту используют тест-полоски для бассейнов и аквариумов: они окрашиваются разными цветами, показывая, безопасна ли вода для рыб или для купания.

  • Итак, индикаторы делают невидимые свойства — видимыми, добавляя в науку красок и делая её ещё красивее.

4
Блок 4 — Углубление (≈5–7 мин)

Расширение знаний через групповое задание

Выполняется только при наличии времени. Если времени остаётся мало, можно перейти к блоку 5
Анализ примеров использования индикаторов
Формат: групповая работа с короткими текстами (раздаточный материал), обсуждение и презентация результатов.

Цель: углубить понимание темы, запомнить исторические и природные примеры индикаторов, научиться формулировать полученные знания в устные сообщения.
  • Наставник
    Сейчас я разделю вас на группы, и каждая получит небольшой текст, связанный с индикаторами. Ваша задача — прочитать в группе текст и ответить на вопросы. Затем вы расскажете классу, что узнали.
Класс делится на 2 группы. Каждой группе выдаётся карточка с описанием (карточки прикреплены в раздаточных материалах к занятию).
Инструкция для групп:
1. Прочитайте ваш текст.
2. Обсудите в группе и сформулируйте ответы на вопросы в конце текста.
3. Подготовьте краткий устный ответ (2–3 предложения), чтобы поделиться с классом, о каком индикаторе шла речь и что интересного вы узнали.
Работа групп (3–4 мин):
Учащиеся читают карточки, обсуждают ответы. Наставник по необходимости помогает, направляет, объясняет непонятные слова (например, «лишайники», «подкисляют» и тому подобное).
Презентация результатов (2–3 мин):
Каждая группа по очереди рассказывает, что узнала. Можно задавать вопросы конкретным учащимся, чтобы дополнительно включать их в занятие.

Группа 1: Исторический индикатор
Описание: В XIV веке алхимики обнаружили необычное свойство некоторых лишайников (это такие организмы, которые можно увидеть на коре деревьев и камнях). Экстракт из лишайника был синего цвета, но стоило капнуть в него, например, уксус или лимонный сок — раствор краснел. А если добавить, например, разведенную золу, синий цвет возвращался. Учёные того времени были в восторге! Так появился первый химический индикатор — лакмус. Позже его стали наносить на бумажные полоски. Так получилась лакмусовая бумажка, которую мы используем и сейчас.

Вопросы для группы: Что показывает лакмус? Какой цвет он имеет в кислоте и в щёлочи? Почему изобретение лакмусовой бумажки стало важным для науки?

Ожидаемый ответ группы 1: Лакмус показывает кислотность: в кислой среде он красный, в щелочной — синий. Его изобретение важно, потому что это простой и быстрый способ определить некоторые свойства вещества (его кислотность), раньше сделать это было сложнее.

Группа 2: Природный индикатор – цветы гортензии
Описание: Гортензия – это декоративный кустарник с крупными шапками цветов. Интересно, что цвет этих цветов может меняться в зависимости от того, в какой почве растёт растение. Иногда лепестки гортензии вырастают синего или фиолетового цвета. А если почва, например, содержит известь или золу, цветы получаются розовыми или красноватыми. Также иногда цветки гортензии могут быть бледно-лиловыми. Таким образом, сами садоводы, выращивая гортензии, пользуются природным индикатором: по цвету цветов можно судить о кислотности почвы. Они даже могут специально менять цвет гортензий, подсыпая в землю алюминиевые квасцы, чтобы сделать почву кислой и цветы посинели. Или добавляют мел, чтобы сделать почву щелочной и цветы порозовели. Гортензия — пример индикатора в живой природе.

Вопросы для группы: Какие цвета могут быть у гортензии и от чего это зависит? Почему гортензию можно назвать индикаторным растением? Как люди используют индикаторные свойства гортензий?

Ожидаемый ответ группы 2: Гортензии бывают синие в кислой почве, розовые — в щелочной. Это индикатор, потому что по цвету цветков видно, в какой почве они выросли — в кислой или щелочной. Люди могут регулировать кислотность почвы, чтобы изменить цвет цветов. И в то же время они могут узнавать состояние почвы по цвету гортензий.
Раздаточный материал для использования на занятии

5
Блок 5 — Оценка (≈5–10 мин)

Подведение итогов урока

Цель: закрепить полученные знания, обратить внимание на степень усвоения материала, стимулировать учащихся к выражению полученных знаний, своих впечатлений и вопросов.
Вопросы для обсуждения
  • Что вы узнали сегодня об индикаторах?
  • Что вам больше всего понравилось или удивило? Почему?
  • Зачем, по-вашему, нужны индикаторы? Приведите пример из жизни, где они полезны.
  • Можете ли вы теперь объяснить другу или младшему брату/сестре, что такое индикатор и как он работает?
  • Наставник побуждает 1–2 учеников попробовать кратко объяснить своими словами суть индикаторов.
  • Какой вопрос по теме индикаторов вам было бы интересно исследовать дальше? Возможно, попробовать дома другие опыты?
  • Даётся время высказаться желающим.
  • Наставник
    Итак, сегодня мы узнали, что индикаторы — это наши глаза в кислотно-щелочном мире. Без них химия не была бы такой яркой и понятной. Вы своими руками сделали индикатор и увидели химические превращения.
Наставник оценивает работу класса, хвалит за активность. Можно провести небольшую викторину или игру «верно/неверно» по пройденному материалу, если позволяет время. Например: «Лакмус бывает зелёным в кислоте — верно или нет?» — дети отвечают. Таким образом, урок завершится на позитивной ноте.
Презентация к занятию
Скачать

Дополнительный эксперимент для самостоятельного изучения

Наставник может предложить любознательным детям провести дома с родителями ещё один опыт с индикатором, чтобы закрепить и расширить знания.
  • Наставник
    Если вам понравилось играть с цветами, вот вам домашнее задание-эксперимент! Можно сделать целую радугу индикаторов из обыкновенной краснокочанной капусты. Попробуйте дома (только обязательно с родителями) следующий опыт, который описан в раздаточном материале.
Раздаточный материал

FAQ к занятию «Индикаторы»

Made on
Tilda